«Мария Склодовская-Кюри», режиссер Мари Ноэль

В биографическом фильме Мари Ноэль есть все: и мелодрама, и история эмансипации, и запретная любовь, и портрет эпохи. Ему не хватает только одного — самой Марии Склодовской-Кюри, ее интеллекта, гениальности и уникальности.

Фильм охватывает период между двумя ключевыми событиями в научной биографии Склодовской-Кюри. Действие начинается в 1903 году, когда супруги Кюри получают свою первую Нобелевскую премию, и заканчивается вручением Марии второй премии восемь лет спустя. Можно было ожидать, что фильм Мари Ноэль расскажет нам об уникальном пути Склодовской как ученого, который бросает вызов неизвестному, преодолевает препятствия и борется с собственными слабостями, чтобы открыть тайны природы.

Рассудительная…

 

Между тем, в «Марии Склодовской-Кюри» химическая лаборатория — скорее театральная декорация, чем арена для какой-либо борьбы. Главная героиня прохаживается среди лабораторного оборудования и время от времени поглядывает на блестящие пробирки, но, по правде говоря, у Мари Ноэль эти сцены — лишь паузы, позволяющие отдохнуть от других нитей повествования.

Французский режиссер сдается, признавая химию недостаточно зрелищной и слишком скучной, чтобы быть темой для фильма. Ноэль даже не пытается рассказать о важности открытий Склодовской и о работе, которая стоит за ними. А жаль. То, что научные прорывы могут быть основой захватывающей истории, уже продемонстрировал Мортен Тильдум в фильме «Игра в имитацию», посвященном Алану Тьюрингу, математику, взломавшему во время Второй мировой войны код «Энигма». В этом фильме криптология увлекала не меньше, чем душевные терзания героев, а профессиональные вопросы сплетались с личными и взаимно влияли друг на друга.

 

… И романтичная

 

У Ноэль наука — только предлог. Французского режиссера на самом деле интересуют  социологический фон и эмоциональный выбор Склодовской. Главной темой ее фильма становится роман Марии с женатым ученым Полем Ланжевеном (уже после смерти Пьера Кюри), ставший причиной большого этического скандала.

Есть что-то фальшивое в том, как Ноэль рассказывает о связи двух ученых. С одной стороны, она встает на сторону героини и показывает лицемерие французского высшего общества, считавшего Склодовскую развратницей и грешницей. С другой стороны, режиссер сама занимает позицию сплетницы, которая с раскрасневшимся лицом наблюдает за запретным романом, не пытаясь ни на минуту задуматься, почему он возник, что значит для каждой из сторон, какое значение имеет для обоих любовников. Смотря фильм Ноэль, мы не можем почувствовать эмоциональной связи с героями, понять их чувства, посочувствовать им.  Мы смотрим на их отношения с безопасной дистанции.

 

Парижская щепетильность

 

Наконец, «Мария Склодовская-Кюри» — это история эмансипации. История борьбы гениальной женщины за признание в женоненавистническом мире парижских академиков. Но у Ноэль и эта история не резонирует, не звучит с соответствующей мощью. Фильм должен был одновременно стать любовным романом, историей ученого, рассказом о семье Кюри (потерянная нить свекра) и историей освобождения от патриархального корсета, а в итоге оказывается только предсказуемым набором красивых картинок.  

Если кто-то и спасает фильм Ноэль, то это Каролина Грушка. Польская актриса, которая в последние годы появлялась в кино только в ролях эфирных барышень-соблазнительниц, на этот раз воплотила образ из плоти и крови. И сделала это прекрасно. Склодовская Каролины Грушки проходит длинный путь от кроткой жены и матери до уверенной в себе женщины, верящей в собственные силы. Эти изменения происходят не только на вербальном уровне, а прежде всего на уровне жестов, мимики, походки. Каролине Грушке удалось создать убедительный образ, пробиться через сюжетные отмели и рассказать о Марии Кюри как о женщине, борющейся за саму себя.

И хотя роль польской актрисы достойна похвал, это не меняет того факта, что фильм оказался не совсем удачным,  психологически неполным. Склодовская-Кюри, одна из самых выдающихся женщин в истории мировой науки, безусловно заслуживает лучший портрет.

по материалам culture.pl