Как у ребенка формируются навыки?

Есть достаточно известный принцип формирования навыка. Некоторые из вас, возможно, уже с этим принципом знакомы, но он невероятно важен, поэтому обойти его я никоим образом не могу. По крайней мере, в школе этого точно не рассказывают — я опросил значительное количество школьников.

Итак, это круг компетенций.

Абсолютно любой навык осваивается именно в данной последовательности. Для примера возьмем три навыка: вождение автомобиля, плавание и умение решать квадратные уравнения. Скорее всего, одним из них вы точно владеете и поэтому с легкостью будете понимать, о чем я говорю.

  1. Бессознательная некомпетентность. Вы не знаете, что есть автомобили или вода, и тем более не представляете, как с ними можно взаимодействовать. Для вас этот период был в далеком детстве. Да и в первом–втором классе вы также не знали, как решать квадратные уравнения, и даже не догадывались об их существовании.
  2. Сознательная некомпетентность. Вы знаете, что есть автомобили, есть водоемы, и даже увидели квадратное уравнение. Они есть — это факт. При этом есть люди, которые умеют взаимодействовать и с автомобилями, и с водой. Вы понимаете, что некоторые люди умеют водить автомобиль и умеют плавать, а еще понимаете, что и вы можете этому обучиться. Вы, правда, пока не представляете как, но знаете, что можно. То же касается и квадратных уравнений. Есть люди, которые умеют их решать, например учитель, и вы тоже можете научиться их решать.
  3. Сознательная компетентность. Наконец-то вы научились водить автомобиль или плавать. Вы знаете, как это делать, вы знаете полный алгоритм. Правда, есть одна небольшая заминка. Вспомните свои первые дни за рулем без инструктора или первые заплывы. Вспомнили? Да, вы умеете ездить, но вы не понимаете, как некоторые люди умудряются вести машину, говорить по телефону, да еще и музыку слушать. Вам ваших рук и органов чувств абсолютно не хватает, ведь нужно и руль крутить, и за дорогой следить, и знаки замечать, переключать коробку передач и смотреть на боковые зеркала. Так же и с плаванием: люди, которые плывут рядом и ведут между собой мирную беседу, кажутся вам суперлюдьми.

Да и с решением квадратного уравнения есть определенные проблемы: вы решаете их, когда рядом лежат формулы или пример, а вот решить самостоятельно без формул — уже очень трудно.

Какова особенность этого периода? Вам необходимо держать процесс под полным сознательным контролем. Да, вы умеете и ездить за рулем, и плавать, и даже решать квадратные уравнения, но проблема в том, что это требует всего вашего внимания и огромных энергетических затрат вашего мозга.

  1. Бессознательная компетентность. Вы перешли в лигу избранных. Теперь и вы можете ездить за рулем, да еще и говорить по телефону, и слушать музыку, и все это параллельно. Теперь вы можете плавать в бассейне и рассматривать то, что весит на стенах, а можете вести параллельно разговор с кем-то. Это не столь важно, но эти процессы перешли из режима «напряжных» в режим фоновых. Ах да, я совсем забыл о решении квадратных уравнений, правда, вряд ли у вас есть этот навык, если вы, конечно, не заканчивали физико-математический класс.

 

 

 

Возможно, вам кажется, что между третьей и четвертой стадией нет большой разницы, хотя она огромная и даже на уровне физиологии. На четвертой стадии нейроны в вашем мозгу образовали сети устойчивых связей. Теперь этот навык с вами навсегда. Вы когда-нибудь садились на велосипед после нескольких лет отсутствия практики? Если да, то вы вспомните, что буквально через 30 секунд вы уже могли ездить так же хорошо, как и много лет назад. Это относится ко всем навыкам, начиная от езды на автомобиле и заканчивая владением иностранным языком. В русском языке есть одна крылатая фраза, описывающая этот феномен: «Опыт не пропьешь». Она не совсем верна и в более правильной версии звучала бы так: «Навык не пропьешь».

Вся проблема в том, что навыков, которые у нас перешли из третьей стадии в четвертую, практически нет, не считая тех, получение которых было жизненно необходимо, например езда на автомобиле. Огромный минус третьей стадии в том, что нейронные связи еще только начинают появляться и не превратились в устойчивую структуру. Если не перейти из третьей стадии в четвертую сразу, то через некоторое время это умение забывается. Да, так устроена наша память: она со временем убирает все, что нам не нужно. Природа устроена максимально рационально, поэтому если вы не перевели какой-то навык из третьей стадии в четвертую, он скоро забудется. Это отчетливо видно на примере тех, кто закончил автошколу, получил права и не ездил сразу, — буквально через пару месяцев вам придется осваивать вождение с нуля.

Проблема обучения в школе состоит в том, что практически никакие навыки не переводятся из стадии III в стадию IV. Вас, например, не удивляло, что в школе мы учили английский практически десять лет и так и не научились на нем свободно говорить? А на некоторых курсах этого добиваются буквально за 3–6 месяцев.

Даже решение большинства типовых задач не доведено до навыка. Поэтому вы даже не можете с ходу решить большинство школьных задач, хотя в свое время вроде бы знали, как они решаются.

К чему я все это рассказываю? К тому, что, чтобы ребенок научился правильно запоминать, в него нужно внедрить эти технологии до уровня навыков, чтобы он мог пользоваться этим всю свою жизнь.